Душа — различия между версиями

Материал из Enhiarg Wiki
Перейти к: навигация, поиск
м
Строка 24: Строка 24:
  
 
{{Цитата
 
{{Цитата
|- Я как раз хотел спросить. Если всё так, то почему, если меня шарахнуть по голове, я теряю сознание? Отключаюсь, а не просто теряю возможность управлять телом?  
+
|- У твоей души есть собственная «думалка», где и память твоя, кстати говоря, хранится. А мозг, он в первую очередь обеспечивает связь между душой и телом и управляет разными процессами, в этом теле происходящими. Он несколько расширяет возможности твоей души и, конечно, влияет на неё.
 +
|- Я как раз хотел спросить. Если всё так, то почему, если меня шарахнуть по голове, я теряю сознание? Отключаюсь, а не просто теряю возможность управлять телом?  
 
|- Потому, что твоя душа слишком сжилась с твоим телом. Она не привыкла мыслить себя отдельно от него. Она… как маг, всегда и во всём привыкший полагаться на магию и беспомощный без неё. Чтобы думать без тела, нужен навык».
 
|- Потому, что твоя душа слишком сжилась с твоим телом. Она не привыкла мыслить себя отдельно от него. Она… как маг, всегда и во всём привыкший полагаться на магию и беспомощный без неё. Чтобы думать без тела, нужен навык».
 
| автор=Анар и Аниаллу о душах во втором томе «Кошки, которая умела плакать»
 
| автор=Анар и Аниаллу о душах во втором томе «Кошки, которая умела плакать»

Версия 15:48, 4 февраля 2014

Наэйрианцы понимают душу как крайне сложно устроенный неуничтожимый вечноживущий организм, построенный из материи специфического вида, способный мыслить, осознавать себя, обладающий волей, свободой выбора, творческой силой и чаще всего – чувствами и памятью.

Души в представлении наэйрианцев

Существование душ для наэйрианцев – непреложный факт. Подавляющее большинство из них имеет опыт смены тела, смерти и воскрешения в новой «тушке». Некоторые расы от природы наделены способностью видеть души. Ряд заклинаний позволяет магам обрести аналогичную способность и более того – производить с душами различные манипуляции (от «выдёргивания» их из тел до «привязки» к предметам).

Если попробовать расписать чуть подробнее и по пунктам, то в представлении наэйрианцев:

  • душа материальна;
  • душа неуничтожима (по крайней мере науке не известны случаи успешного «убийства душ»);
  • душа не создана никем разумнымбогом, творцом миров, родителями. Все без исключения души – богов, творцов миров, простых смертных – зародились в великом Источнике Душ – отсюда и сходство их устройства;
  • душа способна автономно мыслить, сознавать себя и, как правило – чувствовать;
  • душа обладает волей, свободой выбора;
  • душа имеет неповреждаемое ядро (природу, натуру, сущность) - ряд врождённых неизменяемых особенностей, составляющих подлинную, глубинную суть конкретного создания. «Объём» ядра – количество «прописанных» в нём качеств - может варьироваться от души к душе;
  • существа со сходными ядрами душ могут, по-разному реализовывать свои ценности, проявлять свои склонности, находить для них совершенно непохожие точки приложения;
  • остальные структуры души (отвечающие, например, за автономную память или связь с телом; вмещающие те или иные приобретённые черты и т.д.) гораздо более гибки, изменчивы и хрупки. Специфическое оружие (например, Лоэдаарский кинжал) и магия могут нанести им ущерб, однако обычно он является обратимым – души обладают потрясающей способностью к самовосстановлению;
  • между ядром и «поверхностными образованиями» души может возникнуть мучительный конфликт; также душа страдает, будучи помещённой в неподходящее тело (отличная иллюстрация – налары), или если её заставляют жить по чуждым законам. Исходя из этого, достойным богом или творцом миров в глазах наэйрианцев является тот и только тот, кто озабочивается отбором душ (то есть из множества незанятых душ отбирает для воплощения в своих созданиях лишь те, которые способны прекрасно чувствовать себя в оболочках с данной биологией, жить в государстве с данным укладом и т.д.);
  • подавляющее большинство душ испытывают потребность в активности, познании, преобразовании окружающего мира и начинают страдать от бездействия, бесцельности своего существования, даже имея доступ к всевозможным «потребительским» наслаждениям;
  • практически все души обладают способностью к созиданию «чего-то из ничего» (наиболее выраженной у творцов миров). Когда существо совершает выбор, занимает ту или иную позицию по отношению к различным аспектам жизни и, главное, действует в соответствии с этой позицией, его душа производит специфическую субстанцию, именуемую «им-а» (которая может быть пущена как на формирование собственного духа, так и на подпитку некоего божества, являющегося для данного существа воплощением близкой ему идеи);
  • в плане врождённых черт души чрезвычайно разнолики. Трудно выделить какую-либо особенность личности, присущую всем без исключения. Следовательно, то, что душеполезно для одного существа (например, занятие благотворительностью для элиданца), может быть душевредно для другого (оно же - для илтейца);
  • души способны соединяться с телами. Большинство наэйрианских учёных рассматривает эти отношения как симбиотические;
  • степень слияния души с телом может быть различной. Чаще всего она чрезвычайно велика, вследствие чего душа практически полностью утрачивает самостоятельность;


« - У твоей души есть собственная «думалка», где и память твоя, кстати говоря, хранится. А мозг, он в первую очередь обеспечивает связь между душой и телом и управляет разными процессами, в этом теле происходящими. Он несколько расширяет возможности твоей души и, конечно, влияет на неё.
- Я как раз хотел спросить. Если всё так, то почему, если меня шарахнуть по голове, я теряю сознание? Отключаюсь, а не просто теряю возможность управлять телом?
- Потому, что твоя душа слишком сжилась с твоим телом. Она не привыкла мыслить себя отдельно от него. Она… как маг, всегда и во всём привыкший полагаться на магию и беспомощный без неё. Чтобы думать без тела, нужен навык».
Анар и Аниаллу о душах во втором томе «Кошки, которая умела плакать»
»


  • ряд практик возвращает душе способность к автономному мышлению, доступ к внутренней памяти, позволяет отличать подлинное изменение своих умонастроений от возникшего, скажем, из-за гормональных колебаний и т.д. Однако полностью нивелировать влияние тела очень сложно (да и, если тело подобрано верно, мало кому нужно);
  • души бывают «стареющими» - устающими от жизни, нуждающимися в периодическом перерождении (как, например, душа Ирсона Тримма-старшего), и «нестареющими» - способными вечно пребывать в одном воплощении (душа Ирсона Тримма-младшего).

Исходя из особенностей ядра, наэйрианцы делят души на расы.

К примеру (в самом грубом приближении), душевные качества эталонного анлиморского энвирза таковы: верность слову (соответствующим способом закреплённому в контракте), ум, хитрость, наблюдательность, точность в оценках, деловая хватка, самообладание, разумная амбициозность, терпеливость, стремление к самообразованию; тонкий вкус, вежливость, уважение к чужому личному пространству, умение наслаждаться жизнью (не в ущерб делу), выраженное влечение к противоположному полу.

При определении расы существа природа души всегда первична. Если алайскую душу засунуть в тело коровы, эльфа или в чайник, то для наэйрианцы всё равно скажут: «Бедный алайчик! Кто же его так?».

Наэйрианцы (как и сами наэй) не делят души на хорошие и плохие, однако не отказывают себе в праве говорить, что души данного типа им нравятся или не нравятся, близки или не близки.

Предоставление существам возможности жить в согласии со своими душами – основная роль наэй.

Именно природой души существа руководствуются Веиндор и Тиалианна, подбирая для него подходящее воплощение и Путь соответственно. К познанию и принятию своей подлинной сути призывает существ и Аласаис.

Для того чтобы существу с душой любой природы нашлось подходящее место в мире (причём место такое, где его таланты смогут раскрыться наиболее полно, где оно сможет быть собой, не мешая быть собой окружающим), наэй проводят политику «Бесконечного как лоскутного одеяла».

Отдельно стоит сказать о наэйрианской политике в отношении защиты прав душ.

Наэйрианская политика в отношении защиты прав душ

При жизни существа

Как уже говорилось выше, магия способна влиять на поверхностные структуры души, подчас значительно меняя личность существа. Основные специалисты в подобных вопросах, алаи, относятся к подобным манипуляциям довольно прохладно. Хотя в Бесконечном найдётся немало народов, уверенных, что их «скульпторам душ», «душеведам» и «анимологам» удалось глубоко проникнуть в тайну «анатомии и физиологии» души, на поверку, увы, оказывается, что вмешательства их чрезвычайно неуклюжи. И даже действуя с такой благой целью, как излечение безумия, они подчас приносят душе больше вреда, нежели пользы, лишь заменяя открытое сумасшествие сумасшествием скрытым, причудливым и гораздо более опасным. Что уж говорить об антигуманных попытках исправления неугодных данному обществу черт характера?..

В историю волшебства вошёл так называемый Ладсийский эксперимент – попытка искусственным образом увеличить «пропускную способность» и «магиеёмкость» душ подопытных, приведшая к полной и необратимой утрате ими каких-либо колдовских способностей.

Алайская критика «прикладных наук о душе» была взята на вооружение рядом общественных организаций, действующих (с той или иной степенью жёсткости) как в Энхиарге, так и за его пределами. Несколько примечательных… философских диспутов (с пожарами и разрушениями) насчёт допустимости перекраивания чужих душ имело место в славном городе Лэннэс.

Впрочем, нельзя сказать, что вмешательства в душу существа находятся во владениях наэй под строгим запретом. Сами алаи (и обученные ими некошки) порой вынуждены «запускать в душу свои когтистые лапки», исправляя глубокие повреждения, восстанавливая искажённую вражеской магией личность пациента (в случае если остальные методы оказались бессильны). Члены дома ан Элиатан оказывают услуги по избавлению страждущих от назойливых привычек и отвращения к тем или иным сторонам реальности – запахам, вкусам, музыке, типам внешности и так далее (если всё вышеперечисленное не вырастает из каких-либо глубинных, ядерных особенностей души).

После смерти существа

Вопросы смерти и рождения в Бесконечном постепенно переходят в ведение Веиндора Милосердного. Именно он подбирает существам воплощения согласно природе их душ (а не в качестве наказания или награды!) – подбирает расу, пол, особенности конституции, срок жизни и так далее. Долгое время Милосердный был абсолютно нетерпим к любым вмешательствам в «естественный круговорот душ в Бесконечном», кто бы и с какой целью их ни осуществлял. Стражи Смерти, призрачные драконы, а то и сам Веиндор обрушивались как на всевозможную нежить, некромантов и колдунов, использующих души в качестве источников энергии для своих амулетов или заклятий; так и на богов и творцов миров, заточающих души «грешников» в разнообразных посмертных узилищах или заставляющих их воплотиться в неподходящих телах (например, телах животных). Однако со временем взгляды Милосердного несколько смягчились…

См. также: