Душа

Материал из Enhiarg Wiki
Версия от 20:07, 30 января 2014; Talia Murr (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Категория:Философия Категория:Наэйрианство Наэйрианцы понимают '''душу ''' как кра…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Наэйрианцы понимают душу как крайне сложно устроенный неуничтожимый вечноживущий организм, построенный из материи специфического вида, способный мыслить, осознавать себя, обладающий волей, свободой выбора, творческой силой, и, чаще всего – чувствами и памятью.


Души в представлении наэйрианцев

Существование душ для наэйрианцев – непреложный факт. Подавляющее большинство из них имеет опыт смены тела, смерти и воскрешения в новой «тушке». Некоторые расы от природы наделены способностью видеть души. Ряд заклинаний позволяет магам обрести аналогичную способность и более того – производить с душами различные манипуляции (от «выдёргивания» их из тел, до «привязки» к предметам).

Если попробовать расписать чуть подробнее и по пунктам, то души в представлении наэйрианцев:

  • материальны;
  • неуничтожимы (во всяком случае, науке не известны случаи успешного «убийства душ»);
  • 'не созданы никем разумным – богом, творцом, родителями. Все без исключения души – богов, Творцов Миров, простых смертных – зародились в великом Источнике Душ – отсюда и сходство их устройства;
  • способны автономно мыслить, сознавать себя и, как правило – чувствовать;
  • обладают волей, свободой выбора;
  • имеют неповреждаемое ядро (природу, натуру, сущность) - ряд врождённых неизменяемых особенностей, составляющих подлинную, глубинную суть конкретного создания;
  • остальные структуры душ (отвечающие, например, за автономную память или связь с телом; вмещающие те или иные приобретённые черты и т.д.) гораздо более гибки, изменчивы и хрупки. Специфическое оружие (например, Лоэдаарский кинжал) и магия могут нанести им ущерб, однако обычно он является обратимым – души обладают потрясающей способностью к самовосстановлению;
  • между ядром и «поверхностными образованиями» души может возникнуть мучительный конфликт; также души страдают, будучи помещёнными в неподходящее тело (яркий пример – налары) или если их заставляют жить по чуждым законам. Исходя из этого, достойным богом или Творцом Миров в глазах наэйрианцев является тот и только тот, кто озабочивается отбором душ (то есть из множества незанятых душ отбирает для воплощения в своих созданиях лишь те, которые способны прекрасно чувствовать себя в оболочках с данной биологией, жить в государстве с данным укладом и т.д.);
  • подавляющее большинство душ испытывают потребность в активности, познании, преобразовании окружающего мира и начинают страдать от бездействия, бесцельности своего существования, даже имея доступ к всевозможным «потребительским» наслаждениям;
  • практически все души обладают способностью к созиданию «чего-то из ничего» (наиболее выраженной у Творцов Миров). Когда существо совершает выбор, занимает ту или иную позицию по отношению к различным аспектам жизни и, главное, действует в соответствии с этой позицией, его душа производит специфическую субстанцию, именуемую «им-а» (которая может быть пущена как на формирование собственного духа, так и на подпитку некоего божества, являющегося для данного существа воплощением близкой ему идеи);
  • в плане врождённых черт души чрезвычайно разнолики. Трудно выделить какую-либо особенность личности, присущую всем без исключения. Следовательно, то, что душеполезно для одного существа (например, занятие благотворительностью для элиданца), может быть душевредно для другого (оно же - для илтейца);
  • души способны соединяться с телами. Большинство наэйрианских учёных рассматривает эти отношения как симбиотические;
  • степень слияния души с телом может быть различной. Чаще всего она чрезвычайно велика, вследствие чего душа практически полностью утрачивает самостоятельность.


« «- Я как раз хотел спросить. Если всё так, то почему, если меня шарахнуть по голове, я теряю сознание? Отключаюсь, а не просто теряю возможность управлять телом?
- Потому, что твоя душа слишком сжилась с твоим телом. Она не привыкла мыслить себя отдельно от него. Она… как маг, всегда и во всём привыкший полагаться на магию и беспомощный без неё. Чтобы думать без тела, нужен навык».
Кошка, которая умела плакать. Том 2
»


  • Ряд практик возвращает душе способность к автономному мышлению, доступ к внутренней памяти, позволяет отличать подлинное изменение своих умонастроений от возникшего, к примеру, из-за гормональных колебаний и т.д. Однако полностью нивелировать влияние тела очень сложно (да и, если тело подобрано верно, мало кому нужно);
  • души бывают «стареющими» - устающими от жизни, нуждающимися в периодическом перерождении (как, например, душа Ирсона Тримма-старшего), и «нестареющими» - способными вечно прибывать в одном воплощении (душа Ирсона Тримма-младшего).

Отдельно стоит сказать о наэйрианской политике в отношении душ.

Наэйрианская политика в отношении душ

При жизни существа

Как уже говорилось выше, магия способна влиять на поверхностные структуры души, подчас значительно меняя личность существа. Основные специалисты в подобных вопросах, алаи, относятся к подобным манипуляциям довольно прохладно. Хотя в Бесконечном найдётся немало народов, уверенных, что их «скульпторам душ», «душеведам» и «анимологам» удалось глубоко проникнуть в тайну «анатомии и физиологии» души, на поверку, увы, оказывается, что вмешательства их чрезвычайно неуклюжи. И даже действуя с такой благой целью, как излечение безумия, они подчас приносят душе больше вреда, нежели пользы, лишь заменяя открытое сумасшествие сумасшествием скрытым, причудливым и гораздо более опасным. Что уж говорить об антигуманных попытках исправления неугодных данному обществу черт характера?..

В историю волшебства вошёл так называемый Ладсийский эксперимент – попытка искусственным образом увеличить «пропускную способность» и «магиеёмкость» душ подопытных, приведшая к полной и необратимой утрате ими каких-либо колдовских способностей.

Впрочем, нельзя сказать, что вмешательства в душу существа находятся во владениях наэй под строгим запретом. Сами алаи (и обученные ими некошки) порой вынуждены «запускать в душу свои когтистые лапки», исправляя глубокие повреждения, восстанавливая искажённую вражеской магией личность пациента (в случае если остальные методы оказались бессильны). Члены дома ан Элиатан оказывают услуги по избавлению страждущих от назойливых привычек и отвращения к тем или иным сторонам реальности – запахам, вкусам, музыке, типам внешности и так далее (если всё вышеперечисленное не вырастает из каких-либо глубинных, ядерных особенностей души).

Однако алайская критика «прикладных наук о душе» была взята на вооружение рядом общественных организаций, действующих (с той или иной степенью жёсткости) как в Энхиарге, так и за его пределами. Несколько примечательных… философских диспутов (с пожарами и разрушениями) насчёт допустимости перекраивания чужих душ имело место в славном городе Лэннэс.

После смерти существа

Вопросы смерти и рождения в Бесконечном постепенно переходят в ведение Веиндора Милосердного. Именно он подбирает существам воплощения согласно природе их душ (а не в качестве наказания или награды!) – подбирает расу, пол, особенности конституции, срок жизни и так далее.

Долгое время Милосердный был абсолютно нетерпим к любым вмешательствам в «естественный круговорот душ в Бесконечном», кто бы и с какой целью их ни осуществлял. Стражи Смерти, призрачные драконы, а то и сам Веиндор обрушивались как на всевозможную нежить, некромантов и колдунов, использующих души в качестве источников энергии для своих амулетов или заклятий; так и на богов и Творцов Миров, заточающих души «грешников» в разнообразных посмертных узилищах или заставляющих их воплотиться в неподходящих телах (например, телах животных).

Однако со временем взгляды Милосердного несколько смягчились…